Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Забытые храмы Кашинского района (Часть II или Заповеди блаженства)

Продолжая делиться впечатлениями от совершенной в середине августа поездки по Кашинским землям, хочу рассказать о пребывающем в забвении памятнике архитектуры федерального значения, что очень близок по композиции к одному небезызвестному Московскому храму.


Ныне деревушка, а некогда село Кочемля Матвеевской волости Кашинского уезда находится от Твери в 100, а от Кашина в 40 верстах.
Как видно на карте Тверской губернии 1850 года практически сразу за селом начинались земли соседнего Бежецкого уезда (ныне выделенные в Кесовогорский район).

Кирпичная церковь построена в 1791-99 годах, на средства военного офицера Фёдора Ильича Козлятева в имении его сестры Елисаветы Нефедьевой. Примечательна тем, что представляет собой практически точный повтор оригинального храма, построенного в Москве по проекту М.Ф. Казакова (приведен на архивном фото конца XIX века).

Основной объем представляет собой двусветную ротонду, к которой с востока примыкает пониженная полуротонда алтаря, а с юго- и северо-запада ротонды двух приделов, соединенные трапезной с колокольней. Главная ротонда перекрыта куполом с люкарнами, на котором поставлен барабан, несший главку. Ротондальные объемы приделов, завершаются собственными куполами с декоративными главками. Декоративное убранство храма достаточнно сдержано, лишь боковые входы оформлены двухколонными портиками.

Храм в Кочемлях отличается от прообраза большей массивностью боковых портиков, а также упрощенным барабаном на куполе ротонды основного объема - глухой вместо светового. Колокольня до наших дней не сохранилась, поэтому сказать что-либо о её соответствии оригиналу сложно.
Имел три престола: холодный главный Смоленской Божией Матери; придельные теплые: правый - Святого Архистратига Михаила и левый - Святого Пророка Илии. Прихожан в селе и окрестных деревнях: Ильинская, Пантелеево, Чукрово, Сельцо Костино по состоянию на 1914 год - 522 мужчины и 613 женщин.

Кое-как пробираемся по зарослям крапивы к парадному западному входу, где нас встречает совершенно негостепреимный вид разрушенной трапезной и боковых приделов.

Северный вход напрочь зарос кустами - следуем к южному...

...и далее внутрь основного объема, где оказалась неплохой сохранности храмовая академическая живопись.
Да, исполнение грубоватое, а порой и вовсе примитивное, но учитывая остро аварийное состояние сооружения, решено было уделить остаткам росписи максимум внимания и основную часть данного поста.

Для начала общие планы инжнего яруса:
Северная сторона

Южная сторона

И отделенного карнизом верхнего яруса:
Восточная сторона

Северная сторона

и южная.

Куполный свод, роспись которого не сохранилась, в кадр не поместился, поэтому перехожу к деталям: второй ярус ротонды расписан сюжетами с изображениями Заповедей блаженства, что были произнесены Христом во время Нагорной проповеди.
На западной стене изображена первая заповедь "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (по середине) и от неё по часовой стрелке "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (утрачена более, чем наполовину). Слева просматривается последняя - девятая заповедь "Блаженны вы..."

Мы же следуем дальше по часовой стрелке - третья заповедь: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"

Четвертая: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся"

Пятая: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"

Шестая: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"

Седьмая: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими"

И, наконец, восьмая: "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное"

Ниже, по бокам от арочного окна над входом изображены евангелисты
На северной стене: слева - Лука

справа - Матвей

На южной стене: слева - Иоанн

Справа - Марк (сохранился хуже остальных, а жаль - на льва посмотреть было бы интересно)

Нижний ярус украшают предположительно подновленные изображения в полный рост Михаила Тверского и Александра Невского, выглядящие несколько мультипликационно)

И куда более худшей сохранности преподобные Макарий Калязинский и Сергий Радонежский

Внутреннюю поверхность свода ведущей в алтарь арки по центру украшает цветочный гризайлевый орнамент
И по бокам попроще - с серафимами

В алтарной части храма из четырех сюжетов сохранились лишь два, и те частично (контурный рисунок):
Суд пилата из Страстей Христовых

Омовение ног Христом своим ученикам перед Тайной Вечерей

Ну и напоследок - Убийство Иродом Иакова из Деяния святых апостолов  (Глава 12 Стихи 1 и 2) в арочной нише северной стены основного объема (в южной нише изображение утрачено полностью):

На этом у меня все, информацию про прототипы и другие другие провинциальные вариации храма Косьмы и Дамиана на Маросейке можно почитать здесь.

P.S. В описательной части использованы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;
3. Статья на сайте http://hram-tver.ru
Tags: Кашинский район, Тверская область, классицизм, руины, храмовая живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments