На краю земли Тверской или церковь в селе Кой

Продвинувшись в разборе фотографий до материалов последней летней поездки по Тверской глубинке, хочу рассказать об одном из крупнейших культовых сооружений северо-востока области, что возвышается посреди древнего села с интересным названием Кой менее, чем в пяти километрах от границы с Ярославской областью.


Известное своими ярмарками ещё в средние века удачно расположенное на соединяющих Бежецк с Ярославскими землями торговых путях село Кой находится от Твери в 140, от Кашина в 40 верстах. Некогда село было центром одноименной Койской волости и входило в состав Кашинского уезда Тверской губернии, пока в 1929 году не было включено в состав вновь образованного Сонковского района сначала Московской, а с 1935 года Калининской (ныне Тверской) области.
Ниже приведена карта Тверской губернии 1850 года - в правом верхнем углу - граница с Ярославскими землями.

Одним из символов былого процветания является возведенный московскими мастерами на средства прихожан и помещика Нелединского в 1721 - 1731 годах на центральной площади села кирпичный Троицкий храм - первый из целого ряда возведенных в тех краях пятиглавых храмов и, пожалуй, крупнейший из них.
Имел три престола: в холодном верхнем храме - Святой Троицы; в нижнем теплом: Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного Князя Александра Невского. Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и 16-ти окрестных деревнях - 2036 мужчин и 2508 женщин. Для сравнения, по состоянию на 2008 год население села - 204 человека, а всего района (без учета райцентра) - чуть менее 5 тысяч человек.

В советское время храм был закрыт и разорен. Ныне, несмотря на статус памятника архитектуры федерального значения, пребывает в заброшенном состоянии.

Представляет собой двухэтажный четырёхстолпный пятиглавый трёхапсидный четверик, окруженный с трех сторон двухъярусными галереями.

В начале XIX века на средства помещиков Пономаревых была выстроена ампирная четырехярусная колокольня, получившая в конце XIX века пятый ярус. Тогда же, в начале XIX века, был проведен ремонт основного объема и галерей, в ходе которого фасады храма были богато украшены лепниной.
Обращают на себя внимание серафимы на втором ярусе галереи...

...и херувимы над окнами второго света верхнего храма. Любопытны угловые пилястры, капители которых были вырезаны из дерева.

Следующий ремонт проводился уже в начале XX века, когда верхний ярус колокольни, а также верх храма были обиты железом. По железу была нанесена наружная роспись (ныне полностью утраченная), что можно увидеть на приведенной выше архивной фотографии.

Осмотр интерьеров начнем с колокольни, по внутристенной лестнице которой без особых проблем попадаем на второй ярус.
Выше ведет отремонтированная в начале XX века закрытая винтовая деревянная лестница, первые три метра ступенек которой отсутствуют.

От колокольни в верхний храм ведет широкая лестница, однако, последние несколько пролетов через галерею отсутствуют и через провал перекинуты деревянные мостки.
Состояние опоясывающей основной объем галереи аварийное: верхний ярус на всем протяжении лишен кровли, своды нижнего яруса с западной стороны обрушены.

И так, попадаем в холодный храм и переведя дух от масштабов помещения оглядываемся:
Восточная сторона с классицистским семиярусным иконостасом 3-ей четверти XIX века.
Расписанная от пола до потолка западная сторона с главным входом
Боковые выходы на галереи (южный и северный)

Ну и, наконец, своды, над которыми возвышается приподнятый арками световой барабан.

Памятная запись на западной стене верхнего храма гласит, что сохранившийся до нашего времени слой храмовой академической живописи наносился с 1898 по 1901 годы.

Сохранность росписи, выполненный по мотивам гравюр Карольсфельда, неплохая, поэтому стоит уделить ей внимание:
Над боковыми входами помещены "Беседа Иисуса с Никодимом" с севера.

И расстрелянная "Лепта вдовицы" с юга.

На расписанных в три ряда стенах преобладают сюжеты, посвященные чудесам Христовым:
"Воскрешение сына вдовы"

"Насыщение народа пятью хлебами"

И всякие "исцеления" худшей сохранности

Массивные пилоны расписаны в четыре ряда: над сюжетными первым и третьим помещены медальоны с изображениями различных святых, однако фотографировать их, в виду значительной высоты столпов довольно затруднительно.
Сравнительно неплохо получились "Проповедь Павла в Афинах" (слева) и "Исцеление Петром хромого у красных ворот" (справа).

Отдельного упоминания заслуживают написанные по сторонам от западного входа сюжеты из жизни Михаила Тверского:
"Прощание с Тверичами"

"Убиение"

Заканчиваем с осмотром холодного верхнего...

...и спускаемся в нижний храм, к которому ведут галереи, перекрытые коробовыми сводами.

Нижний храм куда более приземистый, в отличие от верхнего, не вызывает особых восторгов.


На восточной стене сохранились остатки эклектичного трехъярусного иконостаса начала XX века.


Росписи совсем немного, зато качество и сохранность хорошие (предположительно начало XX века)
"Кесарю кесарево, Богу богово"

"Христос и грешница"

Заглянем в трехапсидный алтарь

На стенах боковых апсид просматриваются "Успение Пресвятой Богородицы" слева...

...и "Воскресение Христово" справа

Сохранность росписи в средней апсиде похуже: слева от окна неустановленный сюжет, справа - "Положение во гроб".

На этом наше знакомство с громадой Троицкого храма закончено, покидаем древнее село.

P.S. В описательной части использованы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;
3. Статья на сайте http://hram-tver.ru;
4. Сайт Администрации Сонковского района.
P.P.S. Архивное фото взято с сайта http://selo-koi.narod.ru

Благодарю за внимание!
Грандиозно Паш, столько всего сохранилось и росписи и рама иконостаса, и забор с пилонами. А есть фотографии иконостаса поближе?
Сам был поражен степенью сохранности - не иначе, как сказывается удаленность села.
Причем, судя по слою птичьего помета на полу верхнего храма, он в советское время никак не использовался.
Есть, но весь его никак не охватить - пилоны мешают.
Колокольня мне нравится, такая стройная хороших пропорций
Вот только обивка железом в нынешнем её состоянии как-то не особо впечатляет.
Кстати, Серёж, разгадай ребус: Откуда снимок сделан?
По сторонам светового барабана, какие то прямоугольные дырки это от глав или уже рушится там?
Дырки, Серёж, крыши-то нет на четвериком, вот своды и начинают сыпаться.
Какое название у села прикольное. :)
Колокольня мне особенно понравилась.
Частенько встречали стены обшитые железом. Для чего же это нужно было?
Удивило, что внутри там много живописи сохранилось.
Одним словом, интересный храм.
Денис, вживую храм куда выигрышнее смотрится, ибо наружные фотки слабо его размеры передают - он просто огромный!
Насчет названия я бы сказал - подозрительно краткое. Жаль, этимологию не удалось установить.
Колокольня в нижней части, особенно вторым ярусом, Калязинскую напоминает. А вот обитые железом два верхних яруса мне не нравится - как-то упрощенно они выглядят относительно второго и третьего.
Сам в толк не возьму насчет обивки железом - если только, как ускорение отделки, типа, штукатурить не надо.
Живопись верхнего храма вся читаема - вот только из-за значительной высоты и огромных пилонов верхние сюжеты практически не подлежат фотосъемке с пола.
Очень хорошие фото, спасибо!
Только я надеюсь, Вы и в Богословском храме тоже побывали)) Ждем-с!
Кстати, название такой изначальное. Село было чрезвычайно богатым, поскольку находилось на дороге, соединявшей Углич, кстати, столицу Угличской провинции 1 пол. XVIII в. с Петербургом. Село было исторически всегда угличским - кашинским оно стало во 2 пол. XVIII в. Край был хотя и богатый, но дикий, до начала XX века в центре села стояли две статуи "каменных баб", которые надо было целовать всем молодым мужчинам, впервые проезжавшим через село. Что там было в древности - даже представить жутко. А первые школы появились только на рубеже XX века. Словом, непростое село. Ну, и - читайте нас тоже ;)
http://tversvod.ru/page19/
там еще про застройку есть карточка отдельная.
http://tversvod.ru/page241/
Вам спасибо за положительную оценку!
Кстати, что-то мой ЖЖ Ваши комментарии упорно в подозрительные помещает)
Благодарю за историческое уточнение, да и про "баб" интересный обычай.
Не был бы богатым - точно не отгрохали бы такую громадину, на тот период, пожалуй, крупнейший храм в области (если не считать уже двести лет как утраченного Старицкого Борисоглебского собора XVI века).
А вот про школы на сайте Администрации Сонковского района в историческом разделе иные сведения - пишут, что первое училище в Кое открыли аж в 1829 году!
Ваши статьи на сводах давно уже прочитал - и даже парой мыслей своих поделился в комментариях.
P.S. А вот Иоанно-Богословский храм не впечатлил меня совершенно - уж больно простоват, да и кустами зарос изрядно.
P.P.S. В ближайшей перспективе парочка постов аналогичного содержания (вот только фотки разберу): первый - про Перетерье и Кор-Кошево, а второй про Горку (Русское Кошево) и Хонеево, которые были посещены во время этой довольно насыщенной однодневной поездки.

Edited at 2013-10-04 12:45 pm (UTC)
Павел, здравствуйте!
Красивая церковь, жаль что в таком состоянии. Тоже встречал такие же церкви. Начал собирать подборку по заброшенным церквям. Взял информацию и о Вашей поездке, надеюсь не возражаете. Пользуясь случаем хочу пригласить Вас в Клуб Путешественников БИП-КЛУБ.РФ
Здравствуйте и Вы, Михаил!
Красивые здесь лишь три нижних яруса колокольни - сам же храм довольно грубоват и впечатляет в первую очередь размерами.
Увы, но нынче не менее 70% культовых объектов архитектурного наследия в подобном состоянии находится, если не больше.
Конечно не возражаю! Кстати, для Ваших целей удобнее моими альбомами на Яндекс фотках пользоваться - там все структурировано по областям и районам, также есть и географическая привязка.
За приглашение благодарю - загляну на досуге)
Павел, спасибо Вам большое за возможность увидеть вновь этот , поразивший меня когда-то храм! Работая в геологической экспедиции в Сонковском районе в сентябре 1982 года, несколько раз удалось побывать в Кое. В то время и маковки были ещё в сохранности и пятый ярус колокольни был так же отделан как четвёртый, и крыша была целая. Роспись удивила своей сохранностью, создавалось ощущение, что она была сделана совсем недавно. И ещё очень необычные оттенки росписи тёмно-коричнево-голубые. Доводилось бывать во многих церквях и храмах нашей области, но нигде не было росписи таких оттенков. Да, в иконостасе ещё частично сохранялись в то время иконы. Помню свои впечатления и желание закрыть хотя бы на замок , чтобы не оскверняли и не уничтожали то, что ещё сохранилось и поражало воображение.
Это, к сожалению, единственная фотография, которая была сделана мною в 1982 году.
Прошло почти 32 года... Немой укор...
А вам спасибо за частное архивное фото.
Поразительно насколько ухудшилось за 30 лет состояние храма, а жаль - столь грандиозное для провинции сооружение заслуживает, как минимум, консервации.
Роспись действительно несколько темновата из-за чего даже в солнечный день внутри верхнего храма было довольно мрачно.
Вот это крутой, занес в список посещения)
Данный храм, наряду с более популярной Богоявленской церковью в Еськах, являются, пожалуй, наиболее выдающимися памятникам культовой архитектуры на всем северо-востоке области. Третьим можно ещё о Никола-Высоке вспомнить.
Побывал в августе. Фото на моей странице. Не понял про последние пролёты лестницы - их не было? Сейчас лестница целая. Неужели восстанавливали? Зато сельчане растащили все чугунные плиты с пола по домам. Каркас иконостаса тоже стал меньше. В нижнем храме был склад удобрений, поэтому он пострадал больше. Верхний спасло то, что туда тяжести не затащишь. Какое железо использовали для обивки колокольни и часовни, что оно не ржавеет? И три метра лестницы на колокольне разобрали, чтобы мальчишки не лазили, но это их не останавливает. Хорошо, что никто не разбился.