Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Category:

Забытые храмы Бежецкого района (часть V или прогулка по обезлюдившим местам)

Воспользовавшись сравнительно неплохой погодой, установившейся в первый день нынешнего чуть более протяженного уикенда, наконец-то удалось реализовать давнюю затею и наведаться к одному из самых труднодоступных в Бежецких краях объекту архитектурного наследия.


Село Намесково Моркиногорской волости расположено от Твери в 92-х, от Бежецка в 45-ти верстах.
В Атласе Менде 1850 года данное место попало на несколько листов, склейка которых вышла не особо удачной.

При взгляде на соответствующий лист километрового атласа Тверской области особых изменений за 150 лет не обнаружено - на бумаге сохранились практически все населенные пункты (обе карты кликабельны).

Однако по факту все оказалось куда менее оптимистично: от густонаселенной местности с населением в начале XX века чуть больше 4 тысяч человек к началу века XXI осталось всего 162 человека, из которых 115 проживают в Шульгино (по данным переписи 2008 года - сейчас, надо думать, ещё меньше). В нем же и заканчиваются дороги: что в сторону Ежево, что в сторону Великого Села ведут грунтовки, осенью, естественно, раскисшие. Поэтому оставляем свой недопривод на северном краю Шульгино и пешочком направляемся в сторону деревни Руйново, до которой немногим более 2-х километров.

Миновав первую, ещё обитаемую, контрольную точку, сворачиваем на восток и буквально через километр оказываемся в обезлюдившей местности - заброшенной деревне Паршиха.

В начале прошлого века в ней имелось 17 дворов, в которых проживало 153 человеа, ныне же вся деревня представлена парочкой покосившихся изб.

Далее поле сменяется мелколесьем, а грунтовка лесной тропой, по которой мы наконец-то добираемся до Намесково.

Крупное село, насчитывающее в начале прошлого века 49 дворов и 375 человек, расположено по берегам оврага, в котором протекает речушка-ручеек Крупь.

Посреди села на площади возвышается памятник архитектуры местного значения - Троицкая церковь.

К храму ещё вернемся, а пока осмотримся в вымершем селе.

К югу от храма находится двухэтажный каменный дом (начало XX века?)

А немного восточнее - опять же каменная лавка, сохранившая вывеску советских времен.

Сельская улица с избами - далее, дорога вела в деревню Разморское (2 версты на северо-восток, 33 двора и 213 человек).
Колея набита, скорее всего, лесовозами.

Кроме пустых домов, которых насчиталось не меньше двух десятков, смотреть нечего, поэтому возвратимся на сельскую площадь...

...посреди которой в 1802 - 1811 годах был возведен каменный храм в стиле классицизма. Позднее, в 1878 году были выстроены новые трапезная и колокольня в характерном для того времени русском стиле.

Имел три престола: в холодном храме главный - Святой Троицы, в теплой трапезной придельные - Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Николая. Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и 15-ти окрестных деревнях 1922 мужчины и 2130 женцины.

Храм представляет собой бесстолпный двухсветный четверик, увенчанный монументальной купольной ротондой. Купол ротонды завершен небольшим цилиндрическим барабаном с главой в форме вазы. С востока к основному объему примыкает полукруглая в плане апсида, с запада - обширная трапезная с притвором и трехъярусной колокольней. На южной двери основного объема сохранились рабочие засовы, открыв которые попадаем внутрь.

Интерьер храма когда-то был просторен и светел, ныне же, так как большинство окон заколочено, здесь царит полумрак.

Переход от четверика к ротонде осуществлен при помощи архаичных тромпов.

Клеевая живопись в храме выполнена в первой половине XIX века, в 1890 году прописана маслом, причем любопытно, что изображения святых в простенках окон первого, а возможно и второго, света были записаны орнаментальным декором.

Единственно сохранившимися фрагментами храмовой живописи являются два архангела в северном дверном проеме, выполненные, впрочем, довольно примитивно.

Лучше сохранился одновремененный храму трехъярусный иконостас в стиле классицизма.

За иконостасом находится апсида, интерьер которой малоинтересен.

Роспись сводов полностью утрачена, поэтому проследуем в сторону трапезной.

Четырехстолпная трапезная перекрыта системой крестовых сводов.

Когда-то её интерьеры украшала выполненная в 1898 году масляная живопись, ныне увы исчезнувшая.
Завершив осмотр храма следуем на выход.

И отправляемся в обратный путь.

P.S. В описательной части использованы материалы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;
3. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 2
Tags: Бежецкий район, Тверская область, классицизм, русский стиль, сельская застройка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments