Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Category:

Прогулка по Ярославлю или из весны в осень и обратно

Дабы восполнить вынужденный перерыв в новых путешествиях, предлагаю вернуться в более "туристический сезон" и посмотреть, как изменились за сто лет наиболее известные Ярославские достопримечательности. Ну и хорошую погоду вспомнить, заодно.


Здесь я собрал свои фото, сделанные с мая по октябрь сего года, поэтому, попрошу не обращать внимание на соседство свежей весенней зелени и осеннего золота.

Наметив маршрут от Спасо-Преображенского монастыря, который заслуживает отдельного рассказа, направимся вдоль берега Которосли к Волжской набережной.
Первой перед нами предстает действующая церковь Михаила Архангела (1658-1682 г.г.), архивных изображений которой найти не удалось.

Буквально через каких-то 200 метров находится Спасо-Преображенская церковь на городу (1672 г.), запечатленная в начале XX века на почтовой открытке. Название церкви объясняется тем, что в XVII - XVIII веках здесь располагалась главная торговая площадь Ярославля.

Зелени вокруг поубавилось, зато вокруг храма, ныне также действующего, появилась металлическая ограда.

В 1831 году к храму был пристроен южный Никольский придел, нарушивший первоначальную композицию.

Поэтому лучше смотреть на храм с севера, где к основному объему примыкает шатровый придел, выдающий объект подражания - церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, с которой мы знакомились ранее.

Ранее северный фасад выходил на торговую площадь, поэтому именно с этой стороны храм смотрится наиболее выигрышно.

Сейчас на месте площади разбит сквер, поэтому двинемся дальше к церкви Николы Рубленый город (1695 г.) - единственному храму Ярославского кремля, сохранившему первоначальный вид. Традиционный для своего времени пятиглавый храм с шатровой колокольнией практически лишен внешнего декора и в сравнении с соседями выглядит эдаким аскетом.

На дореволюционных открытках храм не "засветился", зато нашлось запечатление его вида после одного из эпизодов гражданской войны - ярославского восстания в июле 1918 года, когда центр города расстреливался артиллерией.

Пройдем мимо новодельного Успенского собора и свернем на набережную Волги к первому от устья Которосли храму - Ильинско-Тихоновскому.

Массивный ампирный храм возведен в 1825-1832 годах на древнейшем месте, где по преданию Ярослав Мудрый пострил первую церковь. Шестиколонные коринфские портики на фасадах придают зданию особую трожественность.

Ранее, с запада находились парные звонницы, разобранные в XX веке и сохранившиеся лишь на фото С.М. Прокудина-Горского.

Далее заглянем во двор жилых домов советской постройки, где расположилась церковь Николы Надеина (1620-22 г.). Когда-то первый каменный храм, возведенный после смутного времени украшало пятиглавие и опоясывала открытая галерея. Существенно перестроен в конце XVII - XVIII веков, а в 1836 году утратил четыре боковые главки. Сейчас в храме расположен филиал Ярославского музея-заповедника, закрытый на момент посещения, с роскошным барочным иконостасом середины XVIII  века.

Ранее вокруг было более просторно, что подверждает Прокудин-Горский. Часовенка и ограда не сохранились, изменилась и форма главы светового барабана, воссозданная, как сказано, в первоначальном виде.

Далее проследуем к наиболее известному местному памятнику - церкви Илии Пророка, построенной в 1647-50 годах иждивением богатейших купцов Скрипиных на их хозяйственном подворье.

Из за размеров и расположения в 1778 году храм был выбран центром новой городской планировки.

Богатое декоративное наружное убранство храма с резным кирпичом и многочисленными изразцами даже вызвало между различными слободами города своеобразное соревнование, призванное перещеголять его по пышности и разнообразии декора.

Роспись интерьеров храма выполнена в 1680 году ярославскими мастерами под руководством двух костромичей - Гурия Никитина и Силы Савина. Сохранившиеся до наших дней, эти фрески являются одим из лучших стенописных ансамблей XVII века, отличающимся светлым настроением, чистотой и яркостью колорита.
Ныне храм таже является филиалом Ярославского музея. Фотосъемка внутри как бы запрещена, поэтому передать всю красоту, увы, не вышло.

Оставляем позади символ Ярославля и перемещаемся в Петропавловский парк, что за Которослью, где в 1736-42 годах на средства местного мануфактурщика был возведен единственный в Верхневолжье памятник "петровского барокко".

Прообразом для церкви, освященной в честь Петра и Павла послужил небезызвестный Петербургский собор. Огромный богато декорированный храм являлся композиционным центром промышленного комплекса и долгое время был самым высоким зданием в городе. В советское время был переоборудован под клуб с кинотеатром, ныне возвращен РПЦ.

За годы непрофильного использования храм лишился небольшого светового барабана над алтарем, в остальном, внешний декор восстановили к юбилею города.

На сегодня это все, но у данной прогулки обязательно будет продолжение.
Благодарю за внимание!

P.S. В отчете использованы архивные фото с электронного каталога Библиотеки Конгресса США и Ярославского краеведческого сайта "Фотовзгляд через столетие".
Tags: Ярославль, ампир, барокко, узорочье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments