Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Усадьба Быково

Первый день наиболее оптимистичного времени года, безоблачное небо с пока еще неуверенно пригревающим солнцем и первые ручейки на асфальте... самое время для начала нового сезона путешествий.


Местом для встречи весны было выбрано бывшее владение М.М. Измайлова, в котором сохранились прелюбопытные памятники архитектуры федерального значения - о них-то сегодня и пойдет речь. Точнее даже не речь, поскольку близость к Москве и уникальная архитектура способствовали популярности данной усадьбы, про которую не написал, пожалуй, разве что ленивый, а эдакий краткий обзор. Развернутую историческую справку можно почитать, например, вот здесь.

Первой перед нами предстает церковь Владимирской иконы Божьей Матери, запечатленная во всей красе на дореволюционной открытке. Ныне таких просторов вокруг уже нет - со всех сторон храм обступили коттеджи и жутковатого вида хозпостройки.

Незаурядное сооружение выстроено из белого камня в формах псевдоготики в 1789 году. Достоверных сведений об авторстве не сохранилось и церковь с попеременным успехом атрибутируют московским корифеям того времени Баженову и Казакову (а то и обоим сразу).

Храм двухэтажный: в верхнем этаже престол во имя иконы Владимирской Божией Матери, а в нижнем - Рождества Христова. После возвращения церкви службы проводятся только в нижнем храме, мы же, дабы не тревожить верующих, осмотрим здание снаружи.

Дух захватывает глядя на все эти устремленные ввысь шпили, башенки и стрельчатые арки! Как написал А.Н. Греч в своем Венке усадьбам: "композици масс - круглящиеся, изломанные... вносят в архитектуру черты беспокойной живописности".

Позднее, двух башенок, в одной из которых располагалась звонница, а на второй часы, показалось мало и в 1883 году архитекторо А.И. Гущин выстроил отдельностоящую трехярусную колокольню, оформление которой подражает затейливому храму.

Восхитившись "беспокойной живописностью" псевдоготичной архитектуры направляемся далее...

...к усадебному дому (или дворцу), что расположился посреди парка метрах в шестистах западнее.

Вид издалека, надо заметить, мало чем отличается от запечатленного на открытке столетней давности.

Однако приблизившись становится ясно, что построенный в 30-х годах XIX века швейцарским архитектором Бернаром де Симоном по заказу следующего владельца усадьбы И.И. Воронцова-Дашкова дом в стиле английских замков переживает не лучшие времена - особенно досталось просторной парковой террасе, балюстрада которой практически бесследно уничтожена.

Сейчас, судя по вывеске возле парадного северного входа, в здании располагается корпус туберкулезного санатория, поэтому, по аналогии с храмом, придется ограничиться внешним знакомством.

Главенствующая роль на южном парковом фасаде отведена балкону, который поддерживается четырьмя колоннами.

Но главное здесь не столько колонны...

...и даже не сам балкон...

...сколько поддерживающие его красавицы-кариатиды.

Причем, несмотря на различающиеся позы, прически и лица, фигура у всех четырех девушек абсолютно идентична... с одной натурщицы ваялись, не иначе)

С запада к дому примыкает башня, предназначавшаяся для астрономических наблюдений прежних владельцев (глядя на фото невольно сомневаешься - а была-ли зима?).

Парадный фасад обращен к северу и основательно зарос елками, так что возможности для его фотосъемки крайне ограничены.

Среди остатков разбитого на английский манер парка с системой прудов затерялась последняя на сегодня достопримечательность - павильон-беседка, которая удостоилась запечатления на почтовой открытке 1928 года.

Изящных пропорций ротонда, авторство которой небезосновательно приписывается уже упоминавшемуся сегодня Баженову, покоится на зарастающем островке посреди пруда.

В лучшие годы усадьбы к беседке через пруд был перекинут мостик, ныне же свободный доступ возможен лишь по льду...

...чем мы и воспользуемся.

Увы, все внутренние поверхности на высоту человеческого роста расписаны в духе "здесь был Вася" - более-менее цело лишь подкупольное пространство.

Когда-то в парке был ещё один более крупный павильон - "Эрмитаж", сохранившийся лишь на старинных открытках...

Наше же знакомство с усадебным комплексом заканчивается.

Благодарю за внимание!
Tags: Московская область, псевдоготика, усадьба
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments