Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Забытые храмы Смоленщины (Часть III. Псевдорусская базилика)

Продолжая тему незаурядных памятников архитектуры земли Смоленской, предлагаю посетить с визитом любопытный "гибрид" национального и европейского зодчества, что возвышается над одной из деревень близ западной границы области.


Довольно крупная (население около 200 человек) деревня Зарево расположена на берегу реки Березина в 70-ти верстах к югу от Смоленска. Ранее поселение являлось частью центра имения "Буда" - села Печерская Буда Мстиславльского уезда Могилевской губернии, включенного в состав Смоленской губернии уже после революции. В начале XX века имением владел отец Б.А. Энельгардта, который в 1902 году начал и строительством объект данного повествования. Вскоре после смерти отца, случившейся в 1907 году, Энельгардт подал в отставку и с мая 1908 года взялся налаживать дела в родовом имении - при нем в 1910 году и было завершено строительство Успенского храма.

Внесенный в реестр памятников архитектуры местного значения храм представляет трехнефную базилику, богато декорированную в стиле русского зодчества периода узорочья.

С запада к основному объему примыкает массивный четверик колокольни, равный по ширине и высоте центральному нефу. Над башней-четвериком, западный фасад который хранит на себе отметины Великой Отечественной войны, вызвышается восьмерик звона, ранее увенчанный деревянным шатром (утрачен в начале 90-х годов XX века).

Непосредственно основной объем образован тремя нефами, средний, более широкий, из которых имеет "верхний" свет в виде трех пар арочных окон, помещенных над кровлями пониженных боковых нефов.

Оригинально размещение на торцевых фронтонах основного объема пяти мини-звонниц, на самой возвышенной из которых сейчас обитают аисты.

Алтарная часть из полукруглой апсиды, также соответствующей по ширине центральному нефу, и примыкающих к ней двух невысоких кубов жертвенника и дьяконника. Обращают на себя внимание остатки прерывающего карниз килевидного киота.

Декор боковых фасадов с его многочисленными кокошниками и опоясанными полуколонками достаточно однообразен, а вот примыкающие с юга и севера к колокольне крылечки смотрятся довольно любопытно.

Заглянем внутрь - убранство полностью утрачено и лишь с трудом различимые изображения на внутренних сводах арок свидетельствуют о том, что храм был расписан.

Нынешняя "роспись" наиболее широко представлена свастиками (я насчитал как минимум три изображения) и прочей настенной живописью в духе "здесь был Вася".

Уж не знаю, как раньше, но в нынешнем своем виде интерьеры основного объема напоминают...

не то торговую галерею...

не то фабричный цех...

нет в них изящества.

Собираясь к выходу, задержим взгляд на "колодце" центрального нефа, кровля которого сгорела в 80-х годах прошлого века.

Заканчиваю рассказ небольшим отступлением: приехав в Зарево, обнаружил возле храма значительную группу местных жителей во главе с протоиреем Хиславичской Борисоглебской церкви Романом Свистуном, из беседы с которым было выяснено, что цель собрания - восстановление местного храма. А буквально неделю назад был проведен первый субботник.

P.S. При написании использованы материалы:
1. Историческая справка с официального сайта Администрации Хиславичского района;
2. Книга "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область".

Благодарю за внимание!
Tags: Смоленская область, русский стиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments