Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Лермонтовское Подмосковье или весна в Середникове

Отвлекаясь от руинной тематики, предлагаю посетить восстановленный образец архитектурно-паркового зодчества периода классицизма, что находится в нескольких километрах к северо-западу от границы Москвы.


История данного памятника архитектуры федерального значения широко известна, поэтому не буду перегружать отчет многократно растиражированной информацией.

Строительство существующего архитектурного ансамбля велось в 70-х годах XVIII века, когда усадьбой владел В.А. Всеволожский.

Перед парадным фасадом главного дома повернутыми к нему под прямым углом парами флигелей образован просторный курдонер.

Соединенные закрытой колоннадой, все четыре флигеля абсолютно идентичны и повторяют в уменьшенном виде главный дом: те же два этажа, вальмовая кровля и бельведер со шпилем.

Западная пара флигелей...

...и восточная.

Отличие флигелей от главного дома лишь в том, что боковые фасады последнего не имеют треугольных фронтонов, ну и декор чуток более развит: первый этаж оформлен рустовкой, а на втором выделяются карнизы-полочки над окнами.

Несмотря на скромное внешнее убранство, разбавленное лишь колоннадами галерей, усадебный комплекс смотрится благородно и торжественно.

Заглянем внутрь главного дома, где после долгих лет запустения восстановлены дореволюционные интерьеры (на полу "ковер" из оригинальной метлахской плитки).

После смерти в 1796 году выстроившего усадебный комплекс В.А. Всеволодского имение ходило "из рук в руки", пока в 1825 году его не приобрел Д.А. Столыпин - брат бабушки М.Ю. Лермонтова. Здесь, в Середниково, проводил юный поэт свои летние каникулы с 1829 по 1832 годы.

Центральную часть первого этажа занимает обеденный зал с огромным столом...

...и двумя каминами.

Две другие восточные комнаты первого этажа значительно меньше: в северной из них столит бильярдный стол...

...а в южной затянутые драпировкой миниатюрный круглый столик и стулья вдоль стен.

Поднимемся на второй этаж по расположенной в юго-западной части дома лестнице.

Западную часть второго этажа занимает просторный зал (назовем его розовый)...

...в котором находится бюст грустного поэта.

Центральную часть занимает опять же овальной формы зал с совершенно пустыми расписанными под мрамор стенами.

Главной достопримечательностью зала, да и, пожалуй, всей усадьбы является роспись плафона, выполненная В.К. Штембером к столетию Лермонтова на тему его поэмы Демон по заказу тогдашней владелицы усадьбы В.И. Фирсановой.

Из овального зала попадаем в библиотеку, экспозиция которой посвящена известному реформатору П.А. Столыпину, детство которого также прошло в стенах этого усадебного дома.

Последними владельцами усадьбы были московский купец И.Г. Фирсанов и его дочь, а после революции усадьбу национализировали, причем в 1919 году в ней отдыхал вождь мирового пролетариата.

До войны в усадьбе размещался санаторий для нервнобольных, а с 1946 года - противотуберкулезный санаторий "Мцыри". Музейная история усадьбы началась в 1992 году, когда её арендовало общество "Лермонтовское наследие", которому она и обязана нынешним воссозданным видом.

Парковый фасад с полукруглым ризалитом обращен к крутому склону, спускающемуся к пруду с островами.

Пруд ещё скован льдом, а лиственные деревья парка дремлют в ожидании теплых дней...

P.S. Надо заметить, руководство усадьбы не особо ориентировано на индивидуальных посетителей, а предпочитает корпоративы и свадьбы, поэтому визит следует согласовывать с довольно скудным расписанием экскурсий.

Благодарю за внимание!
Tags: Московская область, интерьеры, классицизм, музей, усадьба
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments