Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Кружева Нарышкинского барокко или церковь Покрова в Филях

Очередное мини-отступление от разрушающегося культурного наследия посвещено известному памятнику архитектуры федерального значения, что был посещен во второй половние первого дня наступившего лета.


История памятника широко известна, поэтому в текстовой составляющей отмечу лишь ключевые моменты.
Пятиярусный центрический храм построен в 1690-1694 годах дядей Петра I боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным.

Здание объединяло в себе нижний теплый храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, верхний холодный - во имя Спаса Нерукотворного Образа и колокольню, устроенную в среднем восьмерике - эдакая барочная трактовка древнерусского "иже под колоколы".

Схожий ракурс на дореволюционном фото (начало XX века).

Достоверных сведений об архитекторе не сохранилось, поэтому незаурядное строение атрибутируют не то Якову Бухвостову, не то автору уничтоженной Успенской церкви на Покровке - некоему Петру Потапову.

И ещё доревоционное фото (конец XIX века).

На уровне второго яруса здание опоясано гульбищем, на которое ведут три широко раскинутых всхода (со всех сторон, кроме восточной).
Ниже на фото запечатлены, соотвественно: южный, северный...

...и западный входы в храм. Справа фото 1941 года, на котором храм запечатлен в не самом приглядном виде - без главок и верхнего восьмерика, которые демонтировали в целях маскировки.

Разоряли храм не единожды - первыми это сделали наполеоновские солдаты, уничтожившие первоначальные интерьеры нижнего храма. Ну и, понятно, в советское время, когда после закрытия помещения приспособили под склад. Начатая в середине 50-х годов реставрация была завершена только к 1980 году, когда храм открылся в качестве филиала Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

В интерьере захватывает дух от сияющего позолотой пышного убранства во главе с поднимающимся до самых сводов ступенчатым восьмиярусным иконостасом - настолько высоким, что он не помещается в кадр.

Автором иконостаса и интерьеров церкви был мастер Посольского приказа Карп Золотарев, автограф которого был обнаружен при реставрации на нерекладине креста завершающего иконостас распятия.

Напротив иконостаса устроена богатая церская ложа, кстати, по легенде, храм неоднократно посещался Петром.

На боковых стенах над ведущими в притворы арками помещены два трехчастных киота: северный...

...и южный.

Все три притвора верхнего храма не сохранили декоративного оформления конца XVII века. Существующее убранство появилось в результате ремонта, выполнявшегося в 1850-1853 годах на средства купца Гладилина. Ниже фото северного притвора...

...и западного.

Тогда же, в середине XIX века, весь храм был росписан отдельными сюжетными композициями в орнаментальных рамах, имитирующих лепнину, а также псевдобарочными и псевдоклассическими архитектурными мотивами на голубом фоне.

До настоящего времени роспись сохранилась преимущественно в западном притворе где на своде изображено "Коронование Марии".

Также обращают на себя внимание расположенные по сторонам иконостаса два клироса – кафедры для певчих, которые имеют граненую форму и декорированы резными корзинами с фруктами.

На сводах южного притвора сохранена роспись "Вознесение Господне", а через приоткрытое окно можно разглядеть резной киворий в алтаре верхнего храма.

Заканчиваем осмотр музеефицированного холодного храма, а вместе с ним и всего незаурядного памятника нарышкинского барокко, так как нижний теплый храм в 2000 году был передан церкви и является действующим.

Tags: Москва, барокко, интерьеры, музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments