Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Забытые храмы Подмосковья (Часть II или Никольская церковь в Карачарове)

Возвращаясь к "церковно-заброшенной" тематике, расскажу об очередном разрушающемся памятнике архитектуры федерального значения, выстроенном по образцу и подобию одного известного московского храма.


Расположенное на левом берегу речушки Исконы село Карачарово – центр одноименной волости Можайского уезда Московской губернии – ныне относящееся к Волоколамскому району, существовало ещё до Смутного времени. События тех лет не обошли поселение стороной, и в 1626 году оно упоминается, как пустошь, возрожденное лишь к 1684 году. В дальнейшем село сменило несколько владельцев: Прозоровские, Скавронские, Разумовские.

Интересно сравнить карту Шуберта 1860 года с современной километровкой: от большинства деревушек остались лишь названия, зато бывшая усадьба Разумовских Болычево разраслось до крупного села.

Вернемся к Карачарово, где в 1795 году генерал-майором Львом Кирилловичем Разумовским была выстроена каменная церковь.
Имела три престола: главный Никольский, придельные - Ильинский и Льва Катанского.

В середине XIX века селом владела княгиня Варвара Михайловна Гагарина. Прихожан по данным, опубликованным в журнале "Московские епархиальные ведомости за 1869-1874 годы" - 825 мужчин и 1010 женщин. В 1930-х годах храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях, однако пару лет назад были предприняты первые попытки по возврату зданию первоначального назначения.

Немного об архитектуре: оригинальный ротондальный храм в целом повторяет московскую церковь Космы и Дамиана на Маросейке (ниже приведен чертеж её северного фасада), однако авторство М.Ф. Казакова достоверно не установлено.

Перед нами все та же двухсветная ротонда, перекрытая куполом с люкарнами, на который поставлен световой барабан с главкой.
Все те же полуротонда алтаря с востока, ротондальные объемы приделов с юго-запада и северо-запада, а также примыкающие с западной стороны к ротондальным приделам трапезная и двухъярусная колокольня.

Отличается только сдержанное декоративное убранство, представленное, в отличие от прототипа, лишь украшающими боковые входы в храм двухколонными портиками. Причем эти самые портики ближе к затерянной в тверской глуши Смоленской церкви в селе Кочемли (ещё одно повторение казаковского храма на Маросейке), чем к оригиналу.

Заглянем внутрь и начнем осмотр с трапезной.

В интерьерах пусто, но прибрано - осыпавшиеся со сводов кирпичи сложены в аккуратные кучки.

Чуть лучше с убранством дела обстоят в основном объеме, где под куполом сохранился классический лепной карниз, а на стенах - фрагметы масляной живописи конца XIХ века.

В отличие от оригинала, хоры в храме отсутствуют, что еще больше приближает проект к уже упомянутой церкви в Кочемлях.
Любопытно, что восточная люкарна была затянута холстом, по которому затем написали изображение Бога-отца.

Рассмотрим остатки росписей, сохранившиеся преимущественно на стенах и простенках второго яруса основного объема.
На западной стене изображен уже нечитаемый масштабный сюжет, а по бокам от него - священномученик Филипп (слева) и неустановленный святой моложавого вида (справа).

Напротив, на восточной стене, изображены Иоанн Златоуст (слева) и Николай Чудотворец (справа), а между ними - пара ангелов, по незаписанной обширной площади между которыми можно сделать вывод о нахождении там ранее завершающего иконостас резного распятия.

С внутреннего свода ведущей в алтарь арки на нас строго смотрит одинокий серафим.

Обратим внимание на значительно более молодой в сравнении с храмом пол, украшенный мозаичными узорами...

...и направимся на выход.

На этом у меня всё, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes.
Tags: Московская область, интерьеры, классицизм, храмовая живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments