Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Московские усадьбы (Часть I - Свиблово)

По пожеланию sergey_vg делаю перерыв в рассказе о достопамятностях земли Переславской и предлагаю осмотреть уютный усадебный ансамбль, расположившийся в излучине Яузы среди плотной московской застройки.


Первое документальное упоминание о Свиблово относится к 1423 году, когда оно именовалось «село Федоровское на Яузе с мельницей» и являлось вотчиной боярина и воеводы Федора Андреевича Свибло.

Двести лет спустя имение было пожаловано Льву Афанасьевичу Плещееву в награду за участие в московском «осадном сидении» 1618 года.

В начале XVIII века Свиблово оказываются в собственности у Кирилла Алексеевича Нарышкина, который перестраивает под загородную резиденцию старые плещеевские палаты, возводит солодовенный завод, поварню и сохранившуюся по сей день каменную Троицкую церковь (классицистская колокольня пристраивается позднее, ориентировочно в начале XIX века).

После смерти Нарышкина имение вновь возвращается в род Плещеевых – к Ивану Дмитриевичу, от него к сыну, затем переходит к внучке Марии, вышедшей замуж за генерал-майора П.Я. Голицына. Супруги Голицыны не имели сыновей, поэтому овдовевшая Мария Семеновна продает усадьбу флигель-адьютанту Екатерины II генерал-майору Николаю Петровичу Высоцкому.

Высоцкий занимается обустройством имения и выстраивает в 1780-х годах новый главный дом в формах раннего классицизма. Причем первый этаж был кирпичный, второй деревянный.

Немного позднее, в конце XVIII века по бокам от главного дома из дерева возводятся два флигеля, а еще позднее, в 20-х годах следующего XIX столетия - надстраивается мезонин.

В 1821 году имение приобретает касимовский купец Иван Петрович Кожевников, выросший из торговца «колониальными» товарами в крупного промышленника, фабричный комплекс которого был удостоен посещения императором Александром I.

Богатство и красивая жизнь с бесконечными приемами, музыкальными вечерами и фейерверками заканчивается плохо – в начале 1830 годов Кожевников обанкротился и попал в тюрьму за долги.

Интересно прочитать фрагмент архивной описи села Свиблова, составленной после банкротства Кожевникова в 1830-х годах: «Дом господский деревянный двухэтажный на каменном фундаменте, мера оного длиною 13 сажен, шириною 10 сажен, а вышиною 4 сажени 1 аршин. Крыт железом. По бокам оного дома по одной деревянной двухэтажной на каменном фундаменте пристройке длиною по 9 с половиной сажен, а шириною 5 сажен. Крыты железом. Во дворе оного дома: флигель людской бревенчатый двухэтажный, из коих низ кирпичный, а верх посреди каменного низа деревянный, и с обоих сторон, как по наружности, равно и внутри комнат, штукатурен и (...) выкрашен желтою краскою. Крыт железом, длиною 14, а шириною 4 сажени».

Без хозяйской руки имение и фабрика пришли в упадок и в 1867 году по решению конкурсного управляющего Свиблово продают горному инженеру Бакше Кирилловичу Халатову. После революции усадьбу национализировали. Троицкая церковь действовала до 1938 года, затем была разорена и эксплуатировалась как хозяйственная постройка. Земельные участки вдоль подъездной аллеи местные жители превратили в огороды, а людской корпус и главный дом заняли под жилье.

В 1980-х годах в усадьбе начались реставрационные работы в ходе которых были воссозданы из кирпича восточный и западный флигели.

Десятилетием позже, в 1994 году, территорию бывшей усадьбы передали под Патриаршее подворье и продолжили реставрационные работы над храмом и главным домом. Последний, правда, также сложили целиком из кирпича.

Да и с храмом "намудрили", увенчав его диспропорциональной золоченой луковичной главищей (слева фото конца XIX века).

В целом же усадьба, о которой ещё Николай Михайлович Карамзин отзывался в начале XIX века, как о «…прекрасном сельском доме в прекрасных местах» оставляет приятное впечатление: чисто, аккуратно, клумбы, дорожки, газончики...

Помимо непосредственно усадебного комплекса недавно был частично воссоздан вырубленный ещё во время Великой Отечественной войны парк, а также круглый остров в старице Яузы, окруженный копаным каналом.

Через канал перекинули четыре мостка, а в центре возвели классическую беседку-ротонду - «Храм Воздуха».

Ну и напоследок - панорама островка (кликабельная).

Tags: Москва, барокко, классицизм, усадьба
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments