Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Город на Волжских берегах или Тутаевская старина

В середине июня была совершена поездка в старинный провинциальный городок, ныне носящий имя красноармейца, павшего при подавлении Ярославского восстания.


Расположенный на обоих берегах Волги-матушки город образовался в результате объединения в 1822 году ранее самостоятельных Романова и Борисоглебска. Первый был основан во второй половине XIII века углицким князем Романов Владимировичем, а второй появился в XV веке, как рыбацкая слобода. Нынешнее название город получил 7 ноября 1918 года, причем, отмечу, что Илья Тутаев родом был из Бежецкого уезда родной Тверской губернии.

Знакомство с городом решено было начать с более древней Романовской стороны и её "визитной карточки" Казанско-Преображенской церкви.

Чрезвычайно живописный ступенчатый ансамбль из спускающегося к воде храма на высоком подклете и возвышающейся над ним колокольни был выстроен в 1758 году.

Безусловно, ансамбль ориентирован на восприятие именно с Волги, откуда колокольня с высоким шатром видится самым настоящим маяком.

Расположение возле воды "способствовало" тому, что в Советское время в храме располагалась лодочная станция.

С 1997 года храм возвращен церкви и числится действующим, однако на момент нашего посещения какие-либо признаки жизнедеятельности в нем отсутствовали.

Налюбовавшись левобережной доминантой, направимся к окруженному валами городища древнейшему в городе Крестовоздвиженскому собору.

Его деревянный предшественних стоял здесь чуть-ли не с конца XIII века, тогда как нынешний собор датируется серединой 17-ого столетия.

Опоясанный с трех сторон приземистыми галереями-папертями собор представляет собой первоначально позакомарно покрытый пятиглавый куб, к которому примыкают два шатровых придела и шатровая же колокольня.

Осмотрев культовое сооружение издалека, подойдем поближе для знакомства с деталями этого памятника архитектуры.

Шатрики приделов в сравнении с массивным пятиглавием основного объема смотрятся совсем уж "худенькими".

Также обращают на себя внимание несколько несуразные портики, что появились в ходе перестройки галерей в XIX веке.

Главная "изюминка" собора внутри, где на стенах сохранились до наших дней фрески костромского мастера Гурия Никитина, однако взглянуть на них не представилось возможным - двери, как и в предыдущем случае, оказались закрыты.

Делать нечего - переправляемся обратно на Борисоглебскую сторону, над которой величественно возвышается Воскресенский собор.

Доминанта правого берега - собор, выстроенный в 1670-78 годах на месте простояшего всего 20 лет шатрового храма Бориса и Глеба, поражает насыщенным декоративным убранством фасадов и, пожалуй, не уступает наиболее знаменитым образцам ярославского узорочья.

На фоне опоясанной двухярусной галереей пятиглавой громады совершенно теряется шатровая колокольня, необычно расположенная к юго-востоку.

С запада же все внимание привлекают к себе ассиметрично расположенные крыльца и галереи с их бесчисленными изразцовыми вставками в кессонах. Не отстает, причем впервые в ярославском зодчестве, от галерей в богатстве декоративного убранства и куб основного объема с его бусинками-полуколонками и поновленными в середине прошлого столетия росписями закомар.

Не менее выдающимися являются и интерьеры собора, расписанные около 1680 года артелью ярославских живописцев.

В основном объеме шла служба, поэтому осмотр пришлось ограничить южной галереей, стены и своды которой расписаны ветхозаветными сюжетами от сотворения мира до всемирного потопа.

Идиллия райской жизни Адама и Евы (вторая и третья главы книги Бытия)...

...постепенно сменяется достаточно экспрессивными изображениями, из которых самое любопытное - Вавилонская башня.

В изображении Ноева ковчега обращают на себя внимание инопланетного вида создания, что расположились справа от двери - обезьяны, надо полагать)

Отдельно отметив "диких животных" (заяц вне конкуренции)...
...еще раз удивимся "непонятному капризу истории, забросившему в тихий приволжский городок этот дивный памятник, значительно превосходящий ярославские церкви не только по размерам, но и роскошью" и попрощаемся с бывшим Романово-Борисоглебском.

При написании поста использовалась книга Б.В. Гнедовского и Э.Л. Добровольской "Ярославль Тутаев", Москва, 1981 г.
Tags: Тутаев, Ярославская область, узорочье, храмовая живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments