Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Переславские достопамятности (Часть I - Успенский собор Горицкого монастыря)

Посвященный расположенным в окрестностях Переславля памятникам культовой архитектуры материал закончился, переходим к более детальному рассмотрению городского наследия - в центре внимания Успенский собор Горицкого монастыря.


Не будем останавливаться на истории монастыря, который закрылся и обветшал еще задолго до революции, и где в 1919 году был открыт один из первых в Советской России музеев, а перейдем сразу к его главной достопримечательности и безусловной доминанте - Успенскому собору, что был выстроен во второй половине 50-х годов XVIII века.

Не обошел собор вниманием и Сергей Михайлович Прокудин-Горский, сделавший в 1911 году снимок с ныне недоступного из-за разросшихся кустов места. Внешне достаточно сдержанный по декору, да еще и утративший ранее примыкавшую с запада Гефсиманию собор сейчас наиболее выигрышно смотрится с востока, где примыкающие по бокам к апсиде восьмерики приделов с собственными главками создают вертикально устремленную пирамидальную композицию.

Нелишним будет процитировать русского искусствоведа Георгия Крескентьевича Лукомского, писавшего в 1914 году: "если извне собор представляет собой заурядное здание в смешанном стиле барокко с типичными для русского стиля основами конструкции, плана и композиции, то внутри во многих отношениях собор является образцом стиля барокко и заключает в себе чрезвычайно интересную отделку стен стюкком, а также иконостас и Горнее место.

Здесь вся архитектура прежнего времени была обильно покрыта орнаментацией прекрасного выполнения и ясно выраженного стиля: столбы, арки, своды, наддверники, наличники — всё это богатейшее сплетение из элемента рокайль, чередующегося с гирляндами цветов;

...прекрасных профилей карнизы;

...лёгкие, с большим чувством нарисованные волюты;

...наличники, украшенные то головами крылатых, прекрасно вылепленных херувимов, то раковинами;

...кессоны и всяческие завитки в арках — затейливость и фантазия, достойные лучшего мастера того времени.


Любопытен интерьерный снимок Прокудина-Горского - для единственного снимка столь богатого убранства ракурс несколько спорный.

Мы же, взглянув на паникадило,

...и еще раз на прекрасную лепнину,

...вернемся к Лукомскому: "Едва ли не наиболее ценное и наиболее в то же время заслуживающее ремонта сооружение — иконостас царственного величия и прекрасно выполненный, — неотъемлемая часть внутреннего вида собора и он заслуживает более бережного к нему отношения, как chef d’oeuvre резного художества XVIII века и как наиболее повреждённая часть собора.

Особенно пострадали здесь фигуры апостолов, в руках которых недостаёт рипид, во многих местах позолота облупилась, а у некоторых фигур не хватает рук и иных частей тела. Между тем выполнение всей этой резьбы чрезвычайно тонкое и любовное.

Иконостас этот, по сравнению с виденными нами в других местах, едва ли не самый богатый и величественный из всех в этом крае, а то обстоятельство, что в нём уцелели фигуры святых и резные изображения, заставляет отнестись к нему с особым вниманием."

В приделах — обработка проще, но также вполне художественна. Характер её с уклоном к стилю эпохи Людовика XVI и с предоставлением доминировать гладкой плоскости стены. Ремонтом 1882 года и особенно скверною фресковой росписью, конечно, лишь была испорчена значительная часть стен, особенно в притворах и в алтаре; впрочем, эта порча легко поправима, так как плохие фрески можно просто закрасить.

Нелишним будет добавить последний, третий, снимок Сергея Михайловича, на котором запечатлен иконостас южного придела.

Вот, собственно, и фрески - выполненные в академической манере они действительно слабо сочетаются с богатым лепным убранством (Слева притча о милосердном самарянине, справа - о бесплодной смоковнице).

В приделе, впрочем, качество живописи сравнительно неплохое, тогда как в основном объеме фрески действительно кроме как "скверными" и не назовешь (Иллюстрации не тему Чудес Христовых представлены на северной стене исцелениями расслабленного и слепца).

А завершим осмотр, пожалуй, еще более актуальной сейчас, нежели 100 лет назад, фразой Георгия Крескентьевича: "Не забудем, что памятников художественной старины в России много; памятников, разрушающихся и требующих поддержки, ещё больше, а обществ и лиц, которые могли бы придти на помощь гибнущей старине, пока ещё очень и очень мало".

При написании поста использовалась книга Г.К. Лукомского "О некоторых памятниках старинной архитектуры Переславля-Залесского и о печальном состоянии памятников церковного зодчества Горицкого Переславльского монастыря", СПБ, 1914 г.
Tags: Переславль-Залесский, Ярославская область, барокко, интерьеры
Subscribe

  • Усадьба Раллей в Первитине

    В один из апрельских выходных дней удалось добраться до относительно малоизвестной усадьбы, что находится на западной окраине Старицкого района…

  • Зимние Горницы

    В первый солнечный и морозный день нового года, что выдался 6-ого января, решено было прогуляться на свежем воздухе. Направление для прогулки выбрано…

  • На краю Тверской земли или храмы в Горе-Пневиц и Будимирове

    Возвращаюсь к наследию родной губернии, которое на этот раз будет представлено парочкой памятников архитектуры, расположенных вдоль нынешней…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

  • Усадьба Раллей в Первитине

    В один из апрельских выходных дней удалось добраться до относительно малоизвестной усадьбы, что находится на западной окраине Старицкого района…

  • Зимние Горницы

    В первый солнечный и морозный день нового года, что выдался 6-ого января, решено было прогуляться на свежем воздухе. Направление для прогулки выбрано…

  • На краю Тверской земли или храмы в Горе-Пневиц и Будимирове

    Возвращаюсь к наследию родной губернии, которое на этот раз будет представлено парочкой памятников архитектуры, расположенных вдоль нынешней…