Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Забытые храмы земли Тульской (Часть V - ангел над Аксиньиным)

С некоторым запозданием публикую продолжение рассказа о расположенных в окрестностях Венёва архитектурных достопамятностях, что были посещены в компании Лёши cr2 добрых полтора месяца назад.


Вдали от магистралей и больших городов, на северо-восточной окраине Тульской губернии находится бывший волостной центр Веневского уезда село Аксиньино, расстоянием от губернского города в 68-ми, а от уездного города - в 20-ти верстах.

Первое упоминание о селе относится не то к концу XVI, не то к 1626 году, когда в селе уже числилась церковь Архистратига Михаила. К концу XIX века приход состоял из окрестных деревень Милехово, Вейно, Подлипки, Софьино, Пирогово, Тетеево, Невежино и насчитывал 596 мужчин и 607 женщин.

Сохранившийся до наших дней храм был заложен в 1790 году помещицей Прасковьей Алексеевной Давыдовой, при которой был устроен и освящен только придел во имя уже упомянутого выше архангела. Помимо церкви дворянское гнездо Давыдовых включало в себя главный дом с флигелями, обелиски у парадного въезда и фамильный мавзолей - руины последнего можно увидеть в кустах к северу от колокольни.

Строительство продолжил унаследовавший имение Алексей Владимирович Давыдов, которому, впрочем, тоже не удалось довести дело до конца.

Лишь следующий владелец - подполковник Павел Иванович Кремешной в 1863 году закончил этот "долгострой".

Храмовый комплекс состоит из двухъярусной колокольни с огромной проездной аркой в первом ярусе и, собственно, храма, представляющего собой четверик с примыкающими к нему равновеликими объемами трапезной и апсиды. На снимке 50-х годов прошлого века еще цел полусферический купол.

Ныне же съемка экстерьерных видов существенно затруднена подступившем практически вплотную к южной стене храма кладбищем.

Отчаявшись подобрать ракурс без крестов в нижней части кадра, направляемся внутрь, где нас ждет, пожалуй, самое интересное.

Минуя совершенно пустую трапезную...

...попадаем в основной объем, в периметр которого вписана колоннада.

Как тут обойтись без ассоциаций с небезызвестной Казанской церковью в Подмосковном Яропольце?

Судя по окраске стен и фальшкупола росписей здесь не планировалось...

...поэтому из деталей внимание привлекают, в первую очередь, лепные капители, отвалившиеся части которых заботливо разложены местными жителями на подоконниках.

Осмотревшись в основном объеме, направляемся в алтарь, центральную часть которого занимает надпрестольная сень в виде небольшой ротонды.

И если интерьер основного объема вызвал устойчивые ассоциации, то здесь я даже и не знаю, с чем сравнивать эту, почти что, театральную декорацию.

Можно обратить внимание, что постаменты под колоннами были окрашены под мрамор, а на своде угадываются оформление под кессоны.

Когда-то сень украшала богатая деревянная резьба, сохранившаяся лишь фрагментарно.

Восхитившись затейливыми интерьерами, направляемся на выход...

...и завершаем знакомство с памятником архитектуры федерального значения пристальным взглядом на наиболее выдающуюся его часть - белокаменное изваяние ангела, что, возвышаясь над куполом, держал крест.

При написании поста использовались следующие материалы:
1. Справочное издание "Приходы и церкви Тульской епархии", Тула, 1895 г.;
2. Статья на сайте "Путеводитель по достопримечательностям Венёвского уезда".
Tags: Тульская область, интерьеры, классицизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments