Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Categories:

Подольские окрестности (Дубровицы и Остафьево)

Пару недель назад посетил не особо близкий к родной Тверской земле Подольский район Московской области, где практически в черте районного центра на высоком холму в месте слияния рек Пахры и Десны находится удивительно нетипичная для православной архитектуры церковь Знамения Пресвятой Богородицы.


Заложен храм был в 1690 году, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. Строительство было точно закончено к 1699 году, однако до освящения храма прошло еще пять лет. Задержка была вызвана тем, что консервативное духовенство во главе с Патриархом Адрианом отказалось освящать богато украшенный скульптурой на европейский манер храм. И только после смерти Адриана в феврале 1704 года храм все-таки освятили, причем на церемонии присутствовали царь Петр I и его сын царевич Алексей.

До наших дней не сохранились имена ни автора проекта, ни создававших его зодчих. Известно лишь, что церковь строили из местного белого камня иностранные мастера «числом около ста», а также русские мастера.

Не имеющий прямых аналогов храм в плане представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Приподнятый на высоком цоколе столпообразный основной объем образован традиционным восьмериком на четверике, к которому примыкают четыре лепестка первого яруса. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны.

Храм имеет три входа с запада, севера и юга, а с востока в алтарном выступе - глухую нишу.

Все фасады церкви, от ступеней лестниц до купола, украшены резным, преимущественно растительным, орнаментом.

Перед западным входом со стороны лестницы установлены белокаменные статуи святителей — Григория Богослова и Иоанна Златоуста (на фото).

По традиции святителей должно быть трое - статуя Василия Великого расположена над западным входом в храм.

Трехъярусный восьмерик обработан с той же роскошью, что и фронтоны. Первый ярус по высоте меньше, чем последующие.

Грани среднего яруса восьмерика, за исключением глухой восточной, прорезаны высокими арочными окнами - верхнего яруса восьмигранными.

У основания храма во внутренних углах цокольной части установлены белокаменные статуи четырех евангелистов: Иоанна, Луки, Марка, и Матфея, серьезно пострадавшие от времени и вандалов - голова сохранилась лишь у последнего.

В 1812 году Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли.
За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них, порученная академику Федору Федоровичу Рихтеру в 1848 году была доведена до конца. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров. Освящение обновленного храма совершил в августе 1850 года митрополит Московский Филарет.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 года было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а в 1931 году взорвали возведенную ориентировочно в середине XVIII века колокольню.

В конце 1950-х годов. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
В конце XX века возвращена церкви - 14 октября 1990 года совершено первое богослужение.

Интерьеры Дубровицкой церкви отличаются не меньшим великолепием, чем наружное убранство, однако фотосъемка в действующем храме, как известно, не одобряется...
Покидаем Дубровицы и следуем в расположившуюся неподалеку и неразрывно связанную с Золотым веком русской поэзии усадьбу Вяземских Остафьево, именуемую "Русским Парнасом" где нас встретил вот такой сюрпирз:
DSC_0113
Оказывается, что в усадьбе ведутся реставрационные работы, которые предполагается полностью закончить в 2015 году к празднованию 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина. Наиподробнейший исторический обзор усадьбы присутствует у vadimrazumov.ru, я же просто выложу парочку фотографий текущего состояния.
DSC_0114
Усадьба, размещенная в 35 верстах от Москвы, в Подольском уезде, была приобретена князем Андреем Ивановичем Вяземским в августе 1792 года. По легенде, Вяземскому очень понравилась липовая аллея в парке, и именно это стало решающим аргументом при покупке. Поместье оставалось во владении Вяземских до 1898 года, после чего перешла во владение графов Шереметевых.
DSC_0129
Усадебный дом с колоннадами и флигелями построен на берегу старинного озера-запруды в 1800-07 годах в стиле классицизма. Автор проекта точно неизвестен; не исключено, что это был Питерский архитектор И. Е. Старов.
DSC_0130
До 1930 года усадьба действовала как музей, затем была передана под пионерский лагерь, а в 1950-е годы переоборудована под дом отдыха Совета Министров СССР.
DSC_0131
В 1988 году Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей. В феврале 1995 года музей-усадьба была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
DSC_0145
P.S. При подготовке поста использованы:
1. Официальный сайт церкви Знамение в Дубровицах http://www.dubrovitsy-hram.ru
2. Официальный сайт музея-усадьбы Остафьево http://www.ostafyevomuseum.ru
3. Материалы с сайта "Памятники архитектуры подмосковья".

Спасибо за внимание!
Tags: Московская область, Подольский район, архитектура, барокко, усадьба
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments