Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Category:

Забытые храмы Смоленщины (Часть I. Троицкая церковь в Федяеве)

Дабы заполнить перерыв, вызванный затянувшимся разбором Вологодских фотографий, поведаю об одном любопытном памятнике архитектуры, что на расположен берегу реки Вязьма в одноименном районе Смоленской области.


И так, Троицкая церковь усадьбы Федяева, как числится этот храм в реестре памятников архитектуры федерального значения - объект довольно известный и не обделенный вниманием заслуженных путешественников, как то deni_spiri и frantsouzov, посетивших его осенью 2010-ого и летом 2011-ого соответственно. Не пройдем и мы мимо данного незаурядного памятника в стиле классицизма.

В 1774 году владельцем сельца Федяево стал М.М. Грибоедов, являвшийся родственником писателю А.С. Грибоедову, который сначала выстроил деревянный храм, просуществовавший до 1830 года. Позднее, в 1795 году на новом месте недалеко от барского дома был возведен (начат строительством) кирпичный с белокаменными деталями храм.

Интересна история с освящением престолов, которых первоначально предполагалось устроить три: главный - Архистратига Михаила; придельные левый - великомученика Георгия, правый - Николая Чудотворца. Однако освящены главный и придельный левый престолы были в 1831 году во имя Святой Троицы и Ефрема Сирина соответсвенно, тогда как дата освящения Николаевского придела не установлена. В середине XIX века село переходит в собственность графа А.И. Рибопьера, а в 1880 году местным крестьянином Евсевием Потаповым в трапезной устраивается теплый придел во имя иконы Божией Матери Скоропослушницы.

В 1910 году храм пострадал от пожара, однако тогда же был восстановлен и повторно освящен. Практически не пострадал в годы войны и действовал до 1960-х годов, после чего был закрыт и за полвека пришел в руинированное состояние.

Осмотрим же расположенное на возвышенности посреди равниной местности амбициозное сооружение.
Пятиглавый крестово-купольный храм в плане симметричен относительно продольной оси восток-запад. К квадрату храма с запада примыкает более узкая прямоугольная трапезная и две выдающиеся вперед квадратные колокольнями, между которыми помещен четырехколонный тосканский портик, причем две внутренних колонны портика спаренные.

Аналогичными портиками оформлены боковые входы в основной объем храма, а также восточный фасад, не имеющий выступающей алтарной аспиды.

Квадратный в плане основной объем увенчан по центру двенадцатиоконной купольной ротондой, которую некогда завершала главка, поставленная на белокаменный барабан в виде каннелированной колонны. По углам храма вместо традиционных цилиндрических барабанов поставлены невысокие четверики со срезанными углами, также перекрытые купольными сводами.

Довольно массивному основному объему с запада противопоставлены две устремленные ввысь двухярусные колокольни, причем нижний ярус четверик соответсвует по высоте угловым четверикам основного объема, а верхний - световой ротонде.

Цилиндрический внутренний объем колоколен, в котором утрачены какие-либо фрагменты лестниц, напоминает трубу или колодец.

Осмотрев наружное убранство храма с его портиками и карнизами проследуем внутрь.

Однако через трапезную реализовать данную затею не удастся - внутри растут кусты высотой с человеческий рост.

В интерьере храма главенствует поддерживаемая четырьмя столпами с переброшенными между ними подпружными арками световая ротонда...

...купол которой находится пока в относительнй целости, в отличие от полностью обрушенных сводов в рукавах креста.

Арочные проемы ведут в боковые приделы, а также в трапезную и алтарь (на фото).

Центричность внутреннего пространства основного объема нарушают стены боковых приделов - южного:

...и северного:

Состояние купольных сводов угловых барабанов варьируется от катастрофического на юго-западе (скорее всего обрушится к следующей весне)...

...до вполне сохранного на северо-востоке.

Осмотрев удручающее внутреннее состояние храма следуем к выходу, попутно обратив внимание на некую арт-инсталляцию.

На этом осмотр закончен - покидаем тонущую в зарослях руину и отправляемся в обратный путь.
P.S. В описательной части использованы материалы с сайтов:
1. Вяземского благочиния РПЦ
2. Народный каталог православной архитектуры

Спасибо за внимание!
Tags: Смоленская область, классицизм, руины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments