Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote,
Архитектурные фотозаметки
pavleg

Category:

Забытые храмы Кашинского района (Часть I или Богородице-Рождественская церковь в Салтыкове)

Предлагаю посетить поставленный на охрану Решением Калининского облисполкома № 310 от 20.08.1973 года памятник архитектуры местного значения «Церковь Рождества Богородицы с живописью». Сорокалетней годовщине данного "знаменательного" события и посвящается данный пост.


Вотчина дворян Дурново село Салтыково расположена на левом берегу реки Яхрома, от Твери в 130-ти, от Кашина в 22-х верстах.

Крупнейшее в округе в середине века XIX-ого село к концу века XX-ого лишилось постоянного населения и ныне оживает лишь летом благодаря нескольким дачникам.

Дорога к селу пролегает по окрестным зарастающим полям и проходима для недоприводов лишь в сухую погоду. Через речку перекинут основательный бетонный мост, на котором оставляем транспорт и последний километр преодолеваем пешочком.

Каменная Богородицерождественская церковь строилась, как усадебный храм-усыпальница в 1791-1797 годах на средства братьев Сергея и Николая Дурново и окончательно отделана к 1806 году. Позднее, к 20-м годам XIX века храм был обнесен каменной оградой, с двумя двухярусными колокольнями по бокам от главных западных ворот, от которых до наших дней ничего не сохранилось, как, впрочем, и от самой усадьбы (архивное фото 20-х годов XX века взято с портала Тверские своды).

Храм имел три престола: главный Рождества Пресвятой Богородицы, правый Святителя Николая, левый Преподобного Сергия Радонежского. Прихожан в селе и 6-ти окрестных деревнях по состоянию на 1914 год насчитывалось 725 мужчин и 786 женщин.
В советское время закрыт, разорен и использовался для колхозных нужд; ныне пребывает в заброшенном состоянии.

Квадратный в плане одноглавый крестово-купольный храм в формах классицизма отличает богатство лепного декора фасадов далеко не провинциального уровня исполнения.

Симметричные фасады по углам оформлены ризалитами с наложенными на них двухпилястровыми портиками коринфского ордера с треугольными фронтонами. Центральная часть образована арочной нишей, в которую помещен четырехпилястровый портик смешанного дорическо-ионического ордера. В стремлении к симметрии храм лишен притвора, трапезной и даже алтароной аспиды.
Различить фасады практически невозможно - вот южный:

...а вот западный, как говорится - найдите отличия:

Единственное отличие есть на восточном фасаде, где вместо входного проема выполнена ниша.
Восхищает качество лепнины, увы, до наших дней сохранившейся лишь фрагментарно.

Наиболее сохранным является, пожалуй, северо-восточный угол храма, где практически полностью сохранилась капитель одной из пилястр.

Чрезвычайно интересна световая купольная ротонда, арочные окна которой помещены в люкарны. Оформление световых окон упрощенно повторяет угловые ризалиты нижнего яруса – те же пилястры и треугольный фронтон над ними. Венчает купол декорированный волютами белокаменный барабан с полусферической главой и крупным яблоком под крестом.

Из трех дверей, ведущих внутрь храма, заперта лишь южная (на навесной замок), северная открыта, а западная лишена левой створки, вместе с которой выломали и солидный кусок простенка.

В интерьере доминируют четыре сложной формы пилона...

...которые несут световой барабан.

Пилоны делят внутренний объем на ряд компартиментов: сравнительно узких боковых - придельных северного и южного...

...и, конечно, широкого центрального.

Обращает на себя внимание расположенная практически по центру средокрестия мраморная плита, которая при ближайшем рассмотрении оказывается надгробной со следующим текстом: "Здесь покоится прах Генерал-Майора Кавалера Ивана Николаевича Дурново Родился 20 Января 1782 Года Скончался 1 Июля 1850 Года".
А вот как выглядел герой Отечественной войны 1812 года (портрет Дж. Доу из Военной галереи Эрмитажа).

В приделе Николая Чудотворца был погребен отец героя Николай Дурново, а в приделе Сергия Радонежского - его брат Сергей, однако каких либо памятных надписей на данный счет обнаружено не было.
Помимо надгробия внимание привлекают остатки храмовой живописи разного качества сохранности: Моление о чаше в алтаре:

Архангелы на внешней стороне пилонов по бокам от главного западного входа:

На внутренней стороне пилонов еще один архангел и неустановленный персонаж:

В арках над боковыми входами проглядываются едва различимые "Изгнание торгующих из храма" с северной стороны

...и "Вход Господень в Иерусалим" над южным входом.

На этом осмотр интерьеров окончен - покидаем храм-усыпальницу через западный вход...

...и отправляемся в обратный путь.

P.S. В описательной части использованы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;
3. Статья на портале "Тверские своды".

P.P.S. В дополнение к вышесказанному размещаю любезно предоставленный archistorikом Г.В. Одинцовым план храма-усыпальницы:

Tags: Кашинский район, Тверская область, интерьеры, классицизм, храмовая живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments